Разбор важной роли ИИ в забастовках SGA/WGA

Согласно недавнему опросу Gallup, 75% американцев считают, что ИИ сократит количество рабочих мест. Но члены WGA и SAG-AFTRA не собираются смириться с этим.

В красном углу, с 20 000 членами, находится Гильдия сценаристов Америки (WGA). WGA фактически объединяет два профсоюза, охватывающих сценаристов в кино, телевидении, радио и онлайн-медиа.

Впервые с 1960-х годов к забастовке WGA присоединилась Гильдия киноактеров и Американская федерация телевизионных и радиоартистов (SAG-AFTRA). SAG-AFTRA охватывает более 160 000 актеров, каскадеров, певцов, танцоров, артистов захвата движения, массовщиков и других. Для обоих профсоюзов эта забастовка относится только к тем членам, которые заключили контракты с крупными киностудиями и телеканалами.

Против кого они бастовали?

А в синем углу, представляя более 350 кинокомпаний и телевизионных студий, находится Альянс кинопроизводителей и телеассистанторов (AMPTP). AMPTP является официальной торговой ассоциацией практически любой киностудии или телестудии, о которых вы когда-либо слышали. В числе участников – Disney, Netflix, Amazon, Warner Bros., NBCUniversal и многие другие.

Почему WGA бастовала?

Хотя проблемы, связанные с ИИ, являются центральным вопросом, это не единственная (и не первоначальная) причина забастовки. Главный вопрос касается стриминговых сервисов и того, как они обрабатывают выплаты за повторные показы. Запомните это – это станет важным через минуту. Но пока давайте сосредоточимся на ИИ.

Как и 3 из 4 американцев по данным опроса Gallup, сценаристы беспокоятся о том, что студии будут использовать ИИ для замены или сокращения их рабочих мест. Самый очевидный страх – студии могут использовать ИИ для создания сценариев из ничего. (Честно говоря, если бы вы узнали, что «Форсаж 37» написан графическим калькулятором Майкла Бэя, вы бы не удивились. И, возможно, все равно посмотрели бы его.)

Однако, если вы пытались использовать ChatGPT для создания длинных текстов, вы знаете, что он еще не совсем готов к этой задаче. Реалистичнее выглядит страх, что студии могут использовать ИИ для создания очень грубого черновика, а затем нанимать человеческих сценаристов только для того, чтобы довести его до качества фильма.

Поскольку эти сценаристы будут только редактировать черновик, они не получат кредит или оплату, которую получают за создание оригинального сценария. Большое дело, скажете вы. Почему сценаристов должно волновать признание? Только признанные сценаристы имеют право на выплаты за повторные показы в стриминге, по телевидению или на DVD. Это важно, потому что сценаристы зависят от дохода от повторных показов в периоды между контрактами – а эти контракты становятся короче из-за роста стриминга.

Почему SAG-AFTRA бастует?

Для актеров и артистов озвучки угрозы более непосредственны. Технология уже существует для цифрового воссоздания целых выступлений с использованием голоса и образа исполнителя. В качестве примера можно рассмотреть появление молодого Люка Скайуокера в «Книге Бобы Фетта» 2021 года. Художники-эффекты использовали ИИ для создания как внешнего вида, так и голоса омоложенного Марка Хэмилла – без помощи самого Хэмилла.

Теперь вы, вероятно, думаете, что такая звезда, как Хэмилл, должна иметь влияние, чтобы гарантировать, что ему заплатят за его появление. Но что насчет работяг, среднеклассовых исполнителей, у которых нет такой переговорной силы?

Во время пресс-конференции в июле главный переговорщик SAG-AFTRA Дункан Крэбтри-Ирланд заявил, что студии уже предлагают бесконечные контракты для цифровых копий исполнителей. По словам Крэбтри-Ирланда, “[они] предлагают, чтобы наши массовки можно было сканировать, платить им за один день работы, а компания должна владеть этим сканом их изображения, их подобия и использовать его вечно.”

Кроме возмещения, это также поднимает вопросы творческого контроля. Можно ли использовать этот сканированный образ, например, в рекламе политика, с которым актер не согласен? Хотя студии отрицают, что предлагали такое использование, уже есть примеры из других отраслей. На фестивале CogX в Лондоне актер Стивен Фрай рассказал, что ИИ был использован для имитации его голоса в историческом документальном фильме – без его согласия.

“То, что вы слышали, не является результатом смешивания. Это исходит из гибкого искусственного голоса, где слова модулируются для соответствия значению каждого предложения,” заявил Фрай после воспроизведения примера. “Таким образом, меня могли бы заставить читать что угодно: от призыва штурмовать Парламент до жесткого порно, и все это без моего ведома и разрешения. И то, что вы только что слышали, было сделано без моего ведома.”

Более того, эта технология может устранить необходимость в артистах озвучки, массовках и каскадерах. Это имело бы эффект домино: меньше исполнителей означает меньше костюмеров, которые их одевают, меньше визажистов, которые их готовят, меньше поставщиков питания, которые их кормят, и так далее.

Какие их требования?

Возможно, удивительно, но ни один из профсоюзов не стремится запретить использование ИИ. Они также не требуют моратория на его использование во время переговоров. Вместо этого забастовщики требуют правил, которые обеспечивают совместное использование ИИ с человеческими творцами и гарантируют справедливую компенсацию.

Давайте более детально рассмотрим требования, связанные с ИИ:

Требования WGA касательно ИИ:

  • “ИИ не может писать или переписывать литературный материал.” Это для того, чтобы предотвратить использование студиями ИИ для написания целых сценариев или полного переписывания сценариев, представленных человеком.
  • “[Тексты, сгенерированные ИИ] не могут использоваться в качестве исходного материала.” Это для того, чтобы предотвратить использование студиями ИИ для написания первого черновика, чтобы отказать сценаристам в признании или сократить оплату.
  • “Материалы [сценаристов WGA] не могут использоваться для обучения ИИ.” Это для того, чтобы предотвратить использование защищенных материалов без разрешения или компенсации.

Требования SAG-AFTRA касательно ИИ:

  • “Права на цифровую симуляцию исполнителя для создания новых выступлений должны быть согласованы с профсоюзом.” Другими словами, отдельные лица не могут подписывать отказ от своих прав. Это предотвращает использование студиями соглашений с отдельными исполнителями для обхода правил профсоюза.
  • “Необходимо достигнуть соглашения о допустимых использованиях, обеспечить защиту от злоупотреблений и гарантировать согласие и справедливую компенсацию за использование вашего труда для обучения ИИ и создания новых выступлений.” Проще говоря, исполнители должны контролировать свои образы и получать справедливую оплату за каждое использование, будь то для обучения ИИ или в ИИ-сгенерированных выступлениях.

Как отреагировал AMPTP?

Со своей стороны, AMPTP отрицает, что студии-члены будут стремиться использовать ИИ для создания сценариев или использовать цифровые реплики без разрешения. В ответ на требования WGA, AMPTP предложил пакет, включающий увеличение заработной платы и соглашение, что текст, сгенерированный ИИ, не будет считаться литературным материалом. Предложение от альянса отмечает, что “[…] компенсация сценаристов, признание и раздельные права не будут затронуты использованием материала, сгенерированного ИИ.”

В заявлении, полученном Deadline, Гильдия сценаристов отвергла это как “ни то, ни это, и, конечно, недостаточно”, указывая на отсутствие регулирования использования гильдейских текстов для обучения ИИ. Совместное заявление WGA и AMPTP сообщило, что переговоры возобновятся 20 сентября.

27 сентября WGA объявила, что после 146 дней забастовка закончилась, после того, что они назвали “выдающейся” сделкой. Хотя контракт теперь будет голосоваться членами Гильдии, этого было достаточно, чтобы прекратить остановку работы.

Среди множества уступок, Гильдия обеспечила более высокие ставки резидуалов и защиту от угрозы замены ИИ. Контракт гласит следующее:

“ИИ не может писать или переписывать литературный материал, и материал, сгенерированный ИИ, не будет считаться исходным материалом по MBA, что означает, что материал, сгенерированный ИИ, не может использоваться для подрыва признания сценаристов или раздельных прав. Сценарист может выбрать использование ИИ при выполнении сценарных услуг, если компания согласна и при условии, что сценарист следует применимым политическим компаниям, но компания не может требовать от сценариста использования программного обеспечения ИИ (например, ChatGPT) при выполнении сценарных услуг. Компания обязана сообщать сценаристу, если какой-либо материал, предоставленный сценаристу, был сгенерирован ИИ или включает материал, сгенерированный ИИ. WGA оставляет за собой право утверждать, что эксплуатация материалов сценаристов для обучения ИИ запрещена MBA или другим законом.”

“Я думаю, что мы получили все, что действительно хотели,” сказала Лиза Такеучи Коллин, президент Гильдии сценаристов Востока. SAG-AFTRA продолжает забастовку; однако, они должны присоединиться к представителям AMPTP на переговорах на этой неделе. И хотя конец забастовки сценаристов приносит надежду на аналогичную финалу, забастовка SAG-AFTRA сталкивается с дополнительной сложностью, представляя более широкий спектр профессий.

По мере продолжения переговоров, борьба между трудом и ИИ отражает страхи работников во многих областях. И хотя актерство может отличаться от программирования или контент-маркетинга, результаты этих забастовок могут помочь формировать политику в различных отраслях.