По состоянию на март 2024 года в Великобритании нет обязательного федерального закона, специально регулирующего разработку, развертывание и использование ИИ. Подобно США, Великобритания полагается на фрагментированную мозаику существующих законов. Но угадайте что — это всё часть плана правительства.
В рамках своей национальной стратегии ИИ, Великобритания выразила амбиции стать «глобальной сверхдержавой в области ИИ» в течение следующего десятилетия. И у них есть на это хорошие шансы — в Великобритании в настоящее время находится третье по численности количество компаний, занимающихся ИИ, в мире (после США и Китая), и это вторая по вероятности мировая дестинация для исследований в области ИИ.
Так что, когда дело доходит до регулирования, британцы предпочитают легкий проинновационный подход. На самом деле, в своем национальном белом документе по ИИ, выпущенном в марте 2023 года, правительство заявило, что не будет спешить с введением нового целевого законодательства по ИИ.
Эту позицию подтвердил премьер-министр Риши Сунак на Всемирном саммите по безопасности ИИ, проведенном в Великобритании в октябре 2023 года (еще один стратегический шаг Великобритании, чтобы привлечь внимание мирового сообщества).
Но правительство Великобритании также не полностью отстраняется. В марте 2023 года правительство утвердило базовый набор этических принципов для руководства использованием и разработкой систем ИИ во всех секторах.
Этические принципы:
- Безопасность, защита и надежность: Система ИИ должна функционировать надежно, безопасно и защищенно на протяжении всего жизненного цикла с регулярными проверками и надзором.
- Соответствующая прозрачность и объяснимость: Пользователи должны знать, когда они взаимодействуют с системой ИИ и как она принимает решения.
- Справедливость: Система ИИ не должна подрывать законные права, несправедливо дискриминировать или создавать несправедливые рыночные результаты.
- Ответственность и управление: Система ИИ должна поддерживаться мерами управления, которые обеспечивают эффективный надзор и четкие линии ответственности.
- Оспоримость и возмещение ущерба: Индивиды должны иметь возможность обжаловать или оспаривать вредоносное или неблагоприятное решение, принятое системой ИИ.
Идея заключается в том, что центральное правительство полагается на регулирующие органы, чтобы они интерпретировали и применяли вышеупомянутые этические принципы в своих соответствующих секторах. Это позволяет каждому регулятору решать риски и проблемы ИИ так, как это работает для их сектора.
Недавние события в Великобритании:
- Орган по защите конкуренции (Управление по конкуренции и рынкам) консультировался с сообществом для разработки руководящих принципов, гарантирующих, что основные модели создаются таким образом, чтобы способствовать рыночной конкуренции и уважать права потребителей. Управление также расследует партнерство Microsoft с OpenAI по вопросам конкуренции на рынке.
- Регулятор по защите конфиденциальности (Управление уполномоченного по информации) пересматривает национальный закон о защите данных, чтобы понять, что необходимо изменить для соответствия эпохе генеративного ИИ. Они также расследуют компанию Snap Inc (владельца Snapchat) по поводу опасений о конфиденциальности, связанных с его чат-ботом «My AI».
- Агентство по кибербезопасности (Национальный центр кибербезопасности) выпустило рекомендации для разработчиков по улучшению кибербезопасности их систем ИИ.
- Регулятор лекарственных средств и медицинских устройств (Управление по регулированию лекарственных средств и медицинских приборов) объявило о запуске регулятивной песочницы под названием «AI-Airlock» для продвижения разработки и развертывания программного обеспечения ИИ и медицинских устройств в контролируемой среде.
Как Великобритания отличается от ЕС?
Новый закон ЕС об ИИ будет специально регулировать системы ИИ во всех секторах на основе их уровня риска в рамках одного закона. Таким образом, ЕС и Великобритания находятся на двух концах спектра. Первый выбрал централизованный подход «один закон для всех», а второй предпочитает более легкую децентрализованную структуру.
Хотя пока рано говорить, чей подход лучше, британский подход кажется менее жестким, позволяя бизнесам быстрее внедрять инновации и давая правительству гибкость в реагировании на возникающие угрозы. Учитывая амбиции Великобритании в области ИИ, вероятно, что она сохранит свои различия с ЕС и будет придерживаться проинновационного курса.
Сделал ли Великобритания правильный шаг?
В начале февраля 2024 года правительство Великобритании выпустило обновленный белый документ, который подтвердил их подход и предполагает, что на данный момент всё идет хорошо. Хотя такая система гибкая, правительству не следует допускать, чтобы она привела к беспорядочной мозаике изолированных разработок в различных секторах.
Именно это произошло в США, где федеральные и государственные агентства действовали самостоятельно, пока ситуация не стала настолько запутанной, что президент Байден был вынужден вмешаться с исполнительным приказом для восстановления координации среди этих агентств.
Еще одно ограничение подхода Великобритании заключается в том, что он полагается на эффективную работу регулирующих органов. Это может быть трудно гарантировать.
Роль судов в регулировании ИИ
Ключевой характеристикой британской правовой системы является «право прецедентов» – то есть система, в которой суды связаны предыдущими подобными решениями (прецедентами) при решении вопросов. Некоторые громкие дела, связанные с ИИ, были рассмотрены британскими судами. В настоящее время самое известное из них – иск, поданный Getty Images против Stability AI.
Могут ли суды сыграть роль в формировании регулирования ИИ в Великобритании? Реалистично – не особо. Роль суда ограничена толкованием существующих законов (например, разъяснением неопределенностей в законодательном тексте) в контексте рассматриваемого дела. Суд не может создавать новые законы. Это делает систему суда реактивной, а не проактивной.
Таким образом, вероятно, что основная тяжесть регулирования ИИ в Великобритании будет лежать на центральной правительственной политике и деятельности, инициируемой регуляторами. Время покажет, действительно ли «проинновационная» структура Великобритании приведет к росту инноваций и повысит статус страны до сверхдержавы в области ИИ.